Есть вопросы по доставке?
Российский рынок легких коммерческих автомобилей переживает интересные времена. С одной стороны, КамАЗ впервые в своей истории вышел в сегмент машин, управляемых с правами категории В, представив модель Компас 5. С другой — проверенная временем ГАЗель получила новое поколение Next и продолжает удерживать лидерство в своем классе. Для предпринимателей Амурской области и всего Дальнего Востока выбор между этими машинами становится непростой задачей, особенно учитывая специфику региональной эксплуатации.
КамАЗ Компас 5 построен на базе китайского JAC N-Series и адаптирован под российские условия. Это не секрет и не повод для стыда — в современных реалиях такой подход позволил быстро выйти на рынок с конкурентоспособным продуктом. Под капотом установлен 2,2-литровый турбодизель КАМАЗ-580.10-120 мощностью 122 лошадиные силы и крутящим моментом 320 Нм. По сути, это китайский мотор JAC HFC4DB3-2D с цепным приводом ГРМ, системой Common Rail и рециркуляцией отработавших газов EGR для достижения норм Евро-5.
ГАЗель Next представляет собой глубокую модернизацию классической платформы. За годы производства машина получила независимую переднюю подвеску, современную кабину и целый набор двигателей на выбор. Особенно интересен новый дизель G 2.5 серии (по сути — Foton FD20), который выдает 150 лошадиных сил при объеме 2,5 литра. В отличие от мотора Компаса, здесь используется ременной привод ГРМ, требующий замены каждые 80 тысяч километров. Зато есть гидрокомпенсаторы, избавляющие от необходимости регулировки клапанов.
Обе машины оснащаются пяти ступенчатыми механическими коробками передач, но их происхождение различно. У Компаса стоит китайская ML532A, у ГАЗели — модернизированная отечественная разработка с подшипниками SKF и синхронизаторами Hoerbiger.
|
Параметры |
КамАЗ Компас 5 |
ГАЗель Next (стандарт) |
ГАЗель Next 4.6т |
|
ГАБАРИТЫ И МАССЫ |
|||
|
Полная масса, кг |
3 490 |
3 500 |
4 600 |
|
Снаряженная масса, кг |
2 300-2 400* |
1 930-2 210 |
2 415-2 428 |
|
Грузоподъемность, кг |
~1 200 |
1 290-1 570 |
2 172-2 185 |
|
Длина, мм |
5 979 |
5 630-6 709** |
6 709 |
|
Ширина, мм |
1 846 |
2 070 |
2 070 |
|
Высота, мм |
2 205 |
2 140-2 270*** |
2 270 |
|
Колесная база, мм |
3 365 |
3 145 / 3 745 |
3 745 |
|
Дорожный просвет, мм |
220 |
170 |
170 |
|
ДВИГАТЕЛИ |
|||
|
Дизельные варианты: |
|||
|
Модель |
КАМАЗ 580.10-120 |
Cummins ISF 2.8 / G 2.5**** |
Cummins ISF 2.8 |
|
Объем, л |
2,2 |
2,8 / 2,5 |
2,8 |
|
Мощность, л.с. |
122 |
120 / 150 |
120 |
|
Крутящий момент, Нм |
320 (1600-2000 об/мин) |
270 (1400-3000) / 330 |
270 |
|
Экологический класс |
Евро-5 |
Евро-5 |
Евро-5 |
|
Система очистки |
EGR + DOC + DPF |
SCR + AdBlue |
SCR + AdBlue |
|
Бензиновые варианты: |
|||
|
Модель |
Не предусмотрен |
Evotech А274 |
Evotech А274 |
|
Объем, л |
- |
2,69 |
2,69 |
|
Мощность, л.с. |
- |
106,8 |
106,8 |
|
Крутящий момент, Нм |
- |
220,5 |
220,5 |
|
ТРАНСМИССИЯ |
|||
|
Коробка передач |
5-ступ. механическая |
5-ступ. механическая |
5-ступ. механическая |
|
Привод |
Задний |
Задний |
Задний |
|
Главная передача |
4,875 |
4,3 |
4,3 |
|
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
|||
|
Передняя подвеска |
Рессорная, зависимая |
Независимая, пружинная |
Независимая, пружинная |
|
Задняя подвеска |
Рессорная |
Рессорная |
Рессорная усиленная |
|
Передние тормоза |
Дисковые |
Дисковые |
Дисковые |
|
Задние тормоза |
Барабанные |
Барабанные |
Барабанные |
|
КАБИНА |
|||
|
Количество мест |
2 |
3 или 7 |
3 или 7 |
|
Ширина кабины, мм |
1 725 |
2 066 |
2 066 |
|
Подвеска кабины |
4-точечная |
4-точечная |
4-точечная |
|
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА |
|||
|
Объем бака, л |
75 |
80 |
80 |
|
Расход (заявленный), л/100км |
8-10 |
8,5-10,3 (дизель) |
8,5-10,3 |
|
Расход (реальный), л/100км |
20-24***** |
9-12 |
10-12 |
|
СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ |
|||
|
ABS |
Серийно |
Опция |
Опция |
|
ESC |
Серийно |
Не предусмотрено |
Не предусмотрено |
|
Круиз-контроль |
Серийно |
Серийно |
Серийно |
|
КОМПЛЕКТАЦИЯ |
|||
|
Кондиционер |
Серийно |
Опция |
Опция |
|
Электростеклоподъемники |
Серийно |
Серийно |
Серийно |
|
Центральный замок |
Серийно |
Серийно |
Серийно |
|
Моторный тормоз |
Есть |
Есть (дизель) |
Есть |
|
Блокировка дифференциала |
Не предусмотрено |
Опция |
Опция |
|
ЭКСПЛУАТАЦИЯ |
|||
|
Радиус разворота, м |
5,7 |
5,7 / 6,5 |
6,5 |
|
Макс. скорость, км/ч |
109 |
130 |
130 |
|
Макс. подъем, % |
24 |
26 |
26 |
|
ГАРАНТИЯ |
|||
|
На автомобиль |
3 года / 200 000 км |
3 года / 200 000 км |
3 года / 200 000 км |
|
От коррозии |
Не указано |
8 лет |
8 лет |
* Снаряженная масса КамАЗ Компас 5 зависит от типа надстройки ** В зависимости от колесной базы *** В зависимости от типа кузова **** Новый дизель G 2.5 устанавливается с 2024 года ***** По данным владельцев ****** Ориентировочная цена
КамАЗ Компас 5 имеет более современные системы безопасности (ESC) в базе, но страдает от завышенного расхода топлива и проблем с системой EGR
ГАЗель Next предлагает больше вариантов двигателей и кабин, имеет независимую переднюю подвеску и лучшую топливную экономичность
Реальная грузоподъемность практически одинакова, но ГАЗель имеет больше модификаций для разных задач
Изучение отзывов владельцев КамАЗ Компас 5 ( тут, тут, и тут) выявляет системные проблемы, о которых производитель предпочитает умалчивать. Главная головная боль — система очистки выхлопных газов. Клапан EGR и сажевый фильтр начинают капризничать уже после первой тысячи километров пробега. Водители жалуются на постоянные ошибки, потерю мощности и необходимость частых визитов к дилерам.
Расход топлива оказывается значительно выше заявленного. Вместо обещанных 12-13 литров на сотню километров в трассовом режиме владельцы получают 20-24 литра. Для коммерческого транспорта, где экономичность напрямую влияет на рентабельность бизнеса, это критично.
Качество сборки вызывает вопросы даже у лояльных к отечественному автопрому водителей. На новых машинах обнаруживаются недоваренные швы, трещины в кабине, проблемы с тормозными цилиндрами. Ремонт по гарантии превращается в квест — дилеры неохотно признают заводские дефекты, а ожидание запчастей растягивается на полтора-два месяца.
ГАЗель Next, несмотря на все свои недостатки, демонстрирует более предсказуемое поведение. Длительные тесты автомобильных изданий показывают расход дизельного топлива в пределах 7-10 литров на сотню километров при спокойной езде. С новым мотором G 2.5 машина уверенно держит крейсерскую скорость 90-100 км/ч без перерасхода топлива. При этом двигатель работает заметно тише предшественника Cummins ISF 2.8.
За 30 тысяч километров пробега в рамках редакционного теста журнала «Колеса.ру» серьезных поломок не зафиксировано — только мелкие неисправности вроде открутившихся замков и неточного датчика уровня топлива.
|
Тип надстройки |
КамАЗ Компас 5 |
ГАЗель Next |
Разница |
|
Базовое шасси/бортовой |
от 2 990 000 ₽ |
от 2 576 000 ₽ |
+414 000 ₽ |
|
Промтоварный фургон |
от 3 560 000 ₽ |
от 3 148 000 ₽* |
+412 000 ₽ |
|
Хлебный фургон |
от 3 605 000 ₽ |
от 3 364 000 ₽ |
+241 000 ₽ |
|
Изотермический фургон |
от 3 740 000 ₽ |
от 4 536 000 ₽ |
-796 000 ₽ |
|
Рефрижератор |
от 4 040 000 ₽ |
от 4 943 476 ₽ |
-903 476 ₽ |
|
Эвакуатор |
от 3 990 000 ₽ |
н/д под заказ |
- |
ГАЗель Next выгоднее в базовых версиях:
Начальная цена базовых модификаций ГАЗели ниже на 300-400 тысяч рублей, что составляет экономию 10-15%. Цельнометаллические фургоны доступны от 2,39 млн против 2,99 млн у КамАЗа, а бортовые версии — от 2,58 млн против 2,99 млн у КамАЗа. В среднем ценовом сегменте (2,3-3,5 млн) ГАЗель предлагает более широкий выбор модификаций с разными кабинами, возможность выбора между бензиновыми и дизельными версиями, а также грузопассажирские варианты с 7-местной кабиной.
КамАЗ Компас 5 выгоднее в специализированных версиях:
Изотермические фургоны КамАЗ дешевле на 800 тысяч (3,74 млн против 4,54 млн у ГАЗели), а рефрижераторы — на 900 тысяч (4,04 млн против 4,94 млн у ГАЗели).
ГАЗель Next в исполнении от официального дилера АвторГАЗ в Благовещенске предлагается по ценам от 2,33 миллиона за базовый цельнометаллический фургон до 3,55 миллиона за автобус для корпоративных перевозок. При этом компания располагает широким модельным рядом в наличии — от изотермических фургонов до специализированной техники.
Важное преимущество для амурских предпринимателей — АвторГАЗ сотрудничает с компанией ТракТехнологии, которая производит качественные фургоны из сэндвич-панелей на заказ для шасси ГАЗель Next прямо в регионе. Это означает оперативность поставок, возможность индивидуальных заказов и местную техподдержку. Рассмотрим на примере продукции, почему инвестиции в дорогие, но качественные решения окупаются.
1. Усиленная термоизоляция для экстремальных условий
Качественные производители используют утеплитель ЭППС толщиной 80-100 мм против стандартных 40-60 мм у базовых версий. Применение экструдированного пенополистирола вместо обычного пенопласта обеспечивает коэффициент теплопроводности в 2 раза ниже стандартных решений. В условиях российского климата с морозами до -40°С и жарой до +35°С такая изоляция экономит до 40% энергии на поддержание температуры, что означает экономию топлива на ХОУ в размере 150-200 тыс. руб/год, увеличение ресурса холодильного оборудования на 30-40% и снижение потерь продукции от температурных перепадов.
2. Премиальные материалы с увеличенным сроком службы
Использование армированного стекловолокном пластика толщиной 1,5 мм с UV-фильтром гарантирует отсутствие пожелтения и трещин более 10 лет. Монолитные сэндвич-панели через вакуумную склейку исключают расслоение даже через 7-8 лет эксплуатации. Влагостойкая фанера 21 мм в полу выдерживает интенсивную эксплуатацию 5-7 лет против 2-3 у стандартной. Алюминиевый профиль с анодированным покрытием по периметру обеспечивает дополнительную защиту. Экономия на ремонтах составляет 200-300 тыс. руб за 5 лет эксплуатации.
3. Персональная адаптация под конкретный бизнес
Индивидуальное производство позволяет точно рассчитать объем под паллетизацию (5-8 паллет), оптимально расположить двери и порталы под маршруты, интегрировать такелажные рейки, полки, крепления под конкретный товар. Возможно создание двухсекционных фургонов для разнотемпературных грузов и усиленного надрамника для тяжелых условий эксплуатации. Это повышает эффективность использования до 30% за счет увеличения полезной загрузки.
|
Показатель |
Стандартный фургон |
Качественная надстройка |
Экономия за 5 лет |
|
Потери на температуре |
200 000 ₽/год |
50 000 ₽/год |
750 000 ₽ |
|
Ремонт кузова |
100 000 ₽/год |
30 000 ₽/год |
350 000 ₽ |
|
Расход топлива ХОУ |
400 000 ₽/год |
250 000 ₽/год |
750 000 ₽ |
|
Простои на ремонте |
20 дней/год |
5 дней/год |
375 000 ₽ |
|
Выгода за 5 лет |
2 225 000 ₽ |
В пользу ГАЗель Next:
Топливная экономичность: реальный расход 9-12 л/100км против 20-24 л у КамАЗа
Экономия на топливе: около 250-350 тыс. руб/год при пробеге 50 000 км
Доступность запчастей: шире сеть дилеров и СТО
Стоимость ТО: примерно на 30% дешевле
Выбор двигателей: возможность работы на газу (экономия до 40% на топливе)
В пользу КамАЗ Компас 5:
Современные системы безопасности в базе (ESC, ABS)
Кондиционер в стандарте
Более прочная конструкция рамы
Потенциально выше остаточная стоимость
ГАЗель Next выгоднее для:
Городских перевозок (экономичность, маневренность)
Служб доставки (низкая начальная цена в базовых версиях, экономия на топливе)
Пассажирских перевозок (больше вариантов автобусов)
Малого бизнеса с базовыми фургонами (доступная цена входа)
При пробегах свыше 30 000 км/год (экономия на топливе окупает разницу)
КамАЗ Компас 5 выгоднее для:
Холодильных перевозок при использовании базовых надстроек (дешевле изотермы и рефрижераторы в стандартном исполнении)
Компаний с небольшими пробегами (до 20 000 км/год)
Требований к имиджу (премиальный бренд)
Эксплуатации в тяжелых условиях (более надежная конструкция)
Для базовых версий и стандартных фургонов ГАЗель Next экономически выгоднее благодаря низкой начальной цене (на 300-400 тыс. дешевле), экономии на топливе (250-350 тыс. руб/год) и дешевому обслуживанию. За 3 года эксплуатации экономия может составить 1,2-1,5 млн рублей.
Однако для специализированных изотермических и рефрижераторных версий ситуация сложнее. Более высокая цена ГАЗель Next в этом сегменте (на 800-900 тыс. дороже КамАЗа) объясняется необходимостью использования качественных надстроек для компенсации меньшей грузоподъемности платформы. При этом инвестиции в качественные изотермические и рефрижераторные надстройки для ГАЗель Next окупаются за 1,5-2 года за счет экономии на энергоресурсах (до 200 тыс. руб/год), снижения потерь продукции (до 150 тыс. руб/год), уменьшения расходов на ремонт (до 70 тыс. руб/год) и сокращения простоев (до 15 дней/год).
КамАЗ Компас 5 со стандартными холодильными надстройками подходит для компаний, которым важна низкая начальная цена и которые готовы мириться с повышенными эксплуатационными расходами. ГАЗель Next с качественными надстройками — выбор для бизнеса, ориентированного на долгосрочную эффективность и минимизацию совокупной стоимости владения.
При интенсивной эксплуатации (от 50 000 км/год) правильно оборудованная ГАЗель Next, несмотря на высокую начальную цену в сегменте изотерм и рефрижераторов, становится более выгодным решением уже через 18-24 месяца, принося чистую экономию 400-500 тыс. руб ежегодно в дальнейшем.
В базовой комплектации Компас уже имеет кондиционер, электростеклоподъемники, центральный замок, круиз-контроль и даже регулировку руля по вылету и наклону. Это подкупает — создается ощущение богатого оснащения за разумные деньги.
Для Амурской области и соседних регионов вопрос сервисного обслуживания стоит особенно остро. Расстояния между городами измеряются сотнями километров, а простой техники оборачивается прямыми убытками.
С КамАЗ Компас ситуация сложная. Официальные дилеры работают по принципу «продали и забыли». Гарантийные случаи признают крайне неохотно, запчасти приходится ждать неделями. При этом многие детали поставляются напрямую от JAC под видом оригинальных камазовских, что создает путаницу при заказе.
Владельцы массово жалуются на невозможность оперативно устранить даже мелкие неисправности. Простая замена крестовины карданного вала может растянуться на месяц ожидания, хотя аналогичная деталь для JAC лежит на полках магазинов.
Каталог запчастей ГАЗель Next в этом плане находится в выигрышном положении. Развитая дилерская сеть, налаженные поставки от завода изготовителя и армия собственных механиков, знающих эти машины наизусть — всё это работает на минимизацию простоев. АвторГАЗ в Благовещенске имеет собственный сервисный центр с графиком работы до 20:00 и в субботу, что критически важно для коммерческого транспорта.
Специфика эксплуатации на Дальнем Востоке — это не только расстояния, но и климат. Зимние температуры в Амурской области опускаются до минус 40 градусов, летом же столбик термометра может показывать плюс 35.
КамАЗ Компас 5 оснащается предпусковым подогревателем и системой подогрева топливного фильтра. Казалось бы, машина готова к морозам. Но владельцы отмечают проблемы с запуском при сильных холодах именно из-за капризной электроники и системы впрыска.
ГАЗель Next с дизелем G 2.5 демонстрирует уверенный пуск в морозы. Штатный предпусковой подогреватель Binar эффективно прогревает охлаждающую жидкость за 20 минут работы. При необходимости его можно запрограммировать на автоматическое включение.
Важный момент — коррозионная стойкость. КамАЗ заявляет о частичной оцинковке кузова, но владельцы уже на первом году эксплуатации отмечают появление «рыжиков». ГАЗель Next имеет оцинкованный кузов по самую линию крыши с восьмилетней гарантией от сквозной коррозии. Учитывая обильное использование реагентов на дальневосточных трассах зимой, это существенное преимущество.
Анализ всех факторов приводит к однозначному выводу: для условий Амурской области и Дальнего Востока в целом ГАЗель Next остается более разумным выбором. Несмотря на китайское происхождение компонентов и определенную техническую привлекательность, КамАЗ Компас 5 пока не готов к полноценной конкуренции.
Основные проблемы Компаса — недоработанная система очистки выхлопа, завышенный расход топлива и слабая сервисная поддержка — делают его эксплуатацию экономически нецелесообразной. Машина может подойти для специфических задач, где важна грузоподъемность и не критичны эксплуатационные расходы, но таких ниш немного.
ГАЗель Next, приобретенная у официального дилера АвторГАЗ в Благовещенске, обеспечит надежную работу с минимальными простоями. Наличие местного производства фургонов компанией ТракТехнологии позволяет получить автомобиль с надстройкой, идеально соответствующей конкретным задачам бизнеса.
Особенно привлекательны версии с новым дизелем G 2.5, демонстрирующие отличную топливную экономичность. Для городских перевозок подойдет короткобазная модель с цельнометаллическим фургоном, для междугородних — удлиненные версии с изотермическими кузовами.
Важно помнить: коммерческий транспорт покупается для зарабатывания денег, а не для экспериментов. В этом контексте проверенная ГАЗель с развитой инфраструктурой обслуживания выглядит безальтернативным решением для дальневосточного бизнеса. КамАЗ Компас может стать интересным вариантом в будущем, когда производитель решит детские болезни и наладит полноценную сервисную сеть. Но сегодня рисковать собственным бизнесом, делая ставку на сырой продукт, было бы опрометчиво.